Перевод собственного жилого помещения в нежилое дает возможность открыть офис, магазин, кафе или иное заведение, если на покупку или аренду для этого специальной площади не хватает средств.
Юридический взгляд
Как гражданский, так и трудовой кодекс РФ говорит о том, что квартиры и прочие жилые помещения могут использоваться только для проживания людей. Если нужна площадь для коммерческой организации, то самый лучший вариант – это пройти процедуру изменения статуса помещения на нежилое. Для обычной работы на дому, не затрагивающей интересы соседей и других граждан, эта процедура не требуется.
Нюансы, которые следует учесть
Планируя перевод помещения в нежилое, в первую очередь нужно оценить его экономическую привлекательность: находится ли оно в удачном и перспективном районе, достаточно ли мимо него проходит потенциальных клиентов и т.д. Кроме того, существуют законодательные требования:
• необходимо иметь документ, подтверждающий владение недвижимостью (договор дарения, завещание, свидетельство о приватизации);
• жилье не обременено правами третьих лиц, в нем никто не проживает;
• есть техническая возможность оборудовать отдельный вход с улицы;
• инженерные коммуникации доступны или к ним можно обеспечить доступ;
• квартира расположена на первом этаже, либо под ним находятся исключительно нежилые плошади;
• владелец готов изменить статус всей квартиры в целом, а не ее части;
• здание, где находится жилье, должно быть исправным: в аварийных, нуждающихся в капремонте или подлежащих сносу зданиях проводить процедуру нельзя;
• недвижимость не является залогом и не находится под арестом;
• помещение соответствует правилам пожарной безопасности, санитарным и прочим нормам;
• в квартире не проводилось незаконных перепланировок.
Согласие соседей – не обязательно, однако лучше им обзавестись на случай возникновения спорных ситуаций.
Процедура перевода помещения в нежилое
Изменение статуса жилья проходит в три этапа. Это длительная процедура, требующая посещения большого количества служб и комиссий. Иногда она занимает несколько лет. Чтобы сэкономить время, деньги и избежать ошибок, следует получить консультацию у специалиста.
1 этап: обращение в межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда с таким пакетом документов:
• заявление с указанными причинами перевода, подписанное собственником;
• техпаспорт, поэтажный план жилья, экспликация;
• подтверждение права собственности;
• выписка из домовой книги, подтверждающая, что в квартире никто не проживает;
• справка из ДЕЗ о статусе соседних помещений;
• положительное заключение пожарного надзора;
• положительное заключение санитарно-эпидемиологического надзора;
• техническое заключение организации, занимающейся обслуживанием дома;
• учредительные документы (только для юридических лиц).
2 этап: обращение в комиссию по приватизации и управлению жилищным фондом для определения стоимости процедуры. Необходимые документы:
• паспорт или другой документ, подтверждающий личность;
• подтверждение права собственности;
• положительное заключение комиссии, полученное на первом этапе (копия);
• справка от БТИ с указанием изменения стоимости жилья при переводе его в нежилое;
• учредительные документы (для юридических лиц).
3 этап: государственная регистрация права собственника на нежилое помещение. Для завершения процедуры нужно предоставить регистрирующему органу такие документы:
• заявление с подписью собственника;
• квитанция, подтверждающая оплату пошлины;
• документы от БТИ с описанием объекта;
• документы, подтверждающие положительные решения комиссий на 1 и 2 этапе.
В некоторых случаях регистрирующий орган может попросить дополнительные документы.
При нарушении каких-либо требований, при подаче неполного пакета документов или при неправильном их оформлении собственник может получить отказ в проведении процедуры. В решении об отказе должны быть четко указаны его причины, что дает возможность своевременно исправить ошибки и подать заявление повторно.
Комментарии (0)