Опыт вождения тесно связан с пройденными километрами. Психологами было выделено несколько этапов поведения, присущих водителю перед тем, как он станет обладать высоким уровнем езды и безопасности:
1. Преодоление перманентного ощущения опасности
Такое состояние может сохраняться в течение первых дней или недель. В этот период водитель испытывает высокое психическое напряжение. Новичок сталкивается с массой новых задач, не обладая опытом их решения. Поэтому, он стремится не попадать в критические ситуации.
2. Недооценка опасности
В результате постоянного уклонения от критических ситуаций, водитель-новичок пока еще не имел дела с грубым поведением на дороге и не становился участником ДТП. Эти вещи могут ошибочно трактоваться им, как признак собственного водительского мастерства. В результате этого, манера вождения становится все более рискованной. Этот этап может длиться в течение 3-4 тысяч километров пробега.
3. Корректировка завышенного ощущения безопасности
В процессе накопления опыта и практических навыков вождения, чувство безопасности постепенно уменьшается. Но то, что остается, все еще обманчиво.
4. Объективное восприятие потенциальной опасности
Накопленный опыт и навыки способствуют тому, что водитель внимателен на дорогах и не забывает о подстерегающих его опасностях.
5. Уменьшение чувства безопасности
Этот этап приходится на 3-4 год вождения или на сотню тысяч километров пробега. Данный феномен с точки зрения психологии объясняется тем, что высокий водительский профессионализм может стать причиной притупления бдительности и осторожности. По статистике наиболее тяжелые аварии чаще случаются именно с опытными водителями. Это является лишним свидетельством того, что безопасность на дороге определяется не столько водительским опытом, сколько его психологическими характеристиками.
Иногда бывает так, что начальная радость от управления автомобилем проходит, и желание садиться за руль пропадает. Водитель-новичок может начать вести себя на дороге излишне боязливо и осторожно, только потому, что опасается сделать что-то лишнее. Это называется "пресыщение", и к своим ощущениям в таком случае надо прислушиваться. Лучше всего, действительно, перестать садиться за руль, сделать перерыв и отдохнуть.
На дороге следует вести себя уверенно и корректно, избегая резких маневров, которые могут сбить с толку других. Ваше управление транспортным средством должно быть абсолютно понятно другим участником дорожного движения.
Комментарии (0)